proslezhivanie.ru -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с proslezhivanie
  • Покупка
  • Аренда
  • proslezhivanie.ru
  • 50 000
  • 500
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • 3000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 5000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 77.рф
  • 500 000
  • 5 000
  • boxes.su
  • 15 000
  • 150
  • texts.su
  • 60 000
  • 600
  • work.ru
  • договорная
  • договорная
  • work.su
  • 20 000
  • 200
  • zombies.su
  • 20 000
  • 200
  • абрикос.su
  • 20 000
  • 200
  • авиа.su
  • 51 668
  • 517
  • авиа.рф
  • 900 000
  • 9 000
  • авиалиния.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • автономные.рф
  • 50 000
  • 500
  • адмирал.su
  • 20 000
  • 200
  • азбука.su
  • 20 000
  • 200
  • азией.рф
  • 70 000
  • 700
  • аид.рф
  • 70 000
  • 700
  • активность.рф
  • 50 000
  • 500
  • актуальное.рф
  • 70 000
  • 700
  • алиментов.рф
  • 70 000
  • 700
  • алкогольное.рф
  • 200 000
  • 2 000
  • алкогольные.рф
  • 50 000
  • 500
  • алкогольный.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • алло.su
  • 43 334
  • 433
  • алмаз.su
  • 60 000
  • 600
  • алмазов.рф
  • 70 000
  • 700
  • алмазы.рф
  • 1 500 000
  • 15 000
  • альтернативная.рф
  • 70 000
  • 700
  • альтернативное.рф
  • 70 000
  • 700
  • альтернативные.рф
  • 50 000
  • 500
  • альтернативный.рф
  • 50 000
  • 500
  • алюминий.su
  • 35 000
  • 350
  • аналитическое.рф
  • 70 000
  • 700
  • анатомии.рф
  • 50 000
  • 500
  • ангина.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • ангины.рф
  • 50 000
  • 500
  • артистам.рф
  • 70 000
  • 700
  • архитектуры.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • ассортимент.su
  • 35 000
  • 350
  • ассоциация.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • атмосфера.su
  • 20 000
  • 200
  • аттестат.рф
  • 450 000
  • 4 500
  • аттестации.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • аттракционы.su
  • 20 000
  • 200
  • аудит.рф
  • 800 000
  • 8 000
  • африкой.рф
  • 70 000
  • 700
  • балет.su
  • 20 000
  • 200
  • балеты.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • банан.рф
  • 300 000
  • 3 000

Ислам на Украине

[[Ислам]] присутствует на территории [[Украина|Украины]] сотни лет. Появление приверженцев ислама на украинских землях, прежде всего на южных, — процесс, обусловленный расположением Украины на рубеже двух великих цивилизаций — [[христианство|христианской]] и [[ислам|мусульманской]]. Украина расположена на водоразделе двух миров, который пролегает от [[Синьцзян]]а, [[Средняя Азия|Средней Азии]] и [[Казахстан]]а — на востоке, затем через [[Закавказье]], [[Северный Кавказ]], [[Крым]] и [[Турция|Турцию]] прямо до южной [[Болгария|Болгарии]], [[Босния|Боснии]] и [[Албани]]и — на западе. Поэтому само географическое положение Украины заранее определяло её активное взаимодействие с мусульманскими странами и народами. Наличие [[мусульманин|мусульман]] в современной Украине обусловлено, прежде всего, этническим составом её населения, к которому, в частности, принадлежат представители 26 [[тюркские народы|тюркских народов]], которые исповедуют ислам. Истории контактов Украины с мусульманским миром более тысячелетия. Вместе с тем тяжело определить момент первого знакомства Украины с исламом. [[Исламизация]] относительно небольшой части населения Украины в общеисторической перспективе выглядит как постепенно растущий процесс, что внешне напоминает диффузию — постепенное проникновение. Ислам в пределах современной Украины сыграл значительную этноформирующую роль одного из двух автохтонных народов Украины — [[крымские татары|крымских татар]]. В XIX—XX ст. он стал фактором этнического самосохранения [[волжские татары|волжских татар]] (нижегородских). Исторически существовало два главных пути получения информации об исламе на Украине: восточный ([[Булгария]], Северный Кавказ) и южный (Крым и Турция). В исторической памяти украинского народа ислам веками воспринимался вполне естественно как религия пришельцев, враждебных захватчиков. Поэтому ислам вплоть до XIX ст. — это преследуемая религия на Украине. Поскольку Украина — христианская страна, а также из-за острых военных коллизий с южными соседями, которые исповедовали ислам, религия мусульман в глазах украинцев воспринималась как что-то глубоко враждебное. Это отразилось в мировоззрении и менталитете украинского народа. Однако по мере установления мирных отношений с мусульманскими народами взгляды украинцев об исламе постепенно изменялись. Ведь [[украинцы]] всегда отличались толерантностью относительно религиозных склонностей других народов. Знакомство украинцев с мусульманами, с их укладом жизни, с духовными принципами ислама не было постоянным и беспрерывным. Это был дискретный процесс. Ознакомление населения материковой Украины с элементами знаний об исламе и мусульманах происходило только в мирные периоды. Например, во время мирных контактов запорожцев с ногайскими и крымскими татарами в Северном Причерноморье до установления протектората Турции над [[Крымское ханство|Крымским ханством]]. Мусульмане, которые проживали на юге Украины, никогда не ставили перед собой цели обращения в ислам украинцев, которые жили на материковой части Украины. Факты свидетельствуют о том, что мусульманское общество там, где оно действовало на украинских землях, существовало изолировано от украинской социокультурной среды. Ислам на Украине не имеет какой-либо особенной специфики, он не привел здесь к появлению новых течений, направлений, групп и пр. Мусульмане на территории Украины всегда исповедовали [[суннизм]], хотя здесь жили и живут по сей день некоторые [[дервиши]], [[суфии]]. [[Джадидизм]], у истоков которого стоял [[Гаспринский, Исамил|Исмаил-бея Гаспрали]], был не религиозным течением, а культурно-гуманистским явлением. == Исторические предпосылки и проникновение ислама на территорию Украины == Проникновение ислама на Украину началось ещё во времена правления Праведного [[халиф]]а [[Умар ибн аль-Хаттаб|Умара ибн аль-Хаттаба]]. После победы [[араб]]ов над персидской армией при [[Нехавенд]]е близ Хамадана в [[642]] г. [[Сасанидская империя]] перестала существовать как системное целое и был открыт путь для арабского проникновения в Причерноморье через [[Кавказ]]. В [[643]] г. арабский полководец халифа [[Умара Сурака ибн-Амр]]а вторгся на территорию современного [[Дагестан]]а, где арабские войска остановились около укрепленного города [[Дербент]], заключив договор с его правителем [[Шахрияр]]ом, в соответствии с которым он должен охранять границы от войск [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. Арабо-хазарские войны второй половины VII — начала VIII столетия способствовали распространению ислама, как в приграничных областях, так и в центральных районах страны. Другим центром распространения ислама в «Великом Причерноморье» была [[Волжская Булгария]], где ислам был провозглашен государственной религией в 922 году. Далее следует отметит, что благодаря веротерпимой политике империи [[Чингизиды|Чингизидов]], после [[Монгольское нашествие на Русь|монголо-татарского нашествия]], ислам продолжил свое существование и развитие на [[Поволжье]], [[Хорезм]]е и Причерноморье. Постепенно ислам начал доминировать на этих территориях, а со временем его стали принимать влиятельные власть имущие и правители (например, [[хан Узбек]]), чей выбор был обусловлен стремлением к независимости от Монгольской империи. В период с VII по XV столетия на северо-восточном Причерноморье имел место процесс стремительного распространения исламской религиозно-философской и политической систем, в результате которого народы, принявшие ислам присоединились к исламскому суперэтносу. В домонгольский период (VII—XIII ст.) ислам на Причерноморье распространялся в основном путем постепенной исламизации различных тюркских племен и народов, преимущественно принадлежавших к [[кыпчакские языки|кыпчакской]] группе тюркских языков. Главную роль в распространении исламского учения на пространстве [[Половецкая степь|Половецкой степи]] играли «периферийные» философско-культурные центры — Дербент и Волжская Булгария, а также среднеазиатские города [[Хоросан]]а и [[Мавераннахр]]а. Арабские города центра исламской цивилизации (в том числе культурные центры [[Багдад]], [[Дамаск]] и [[Каир]]) на этот процесс повлияли значительно меньше<ref name="martynkin">Мартынкин А. В. Особенности распространения ислама в северо-восточном Причерноморье // Матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної конференції «Іслам та ісламознавство в Україні». — Донецьк: ЦРДМДУ, 2012. — 132 с. — С. 73-80</ref>. Первые сведения о мусульманском мире, о мусульманах, первые знания об исламе предки современных украинцев получили во время торговых операций, путешествий и военных походов. [[Русичи]] чаще всего прокладывали путь в [[Итиль (река)|Итиль]] через [[Десна (приток Днепра)|Десну]], [[Сейм (река)|Сейм]] и [[Оскол]]. Так образовывался прямой контакт со страной, которая поддавалась огромному влиянию арабо-мусульманской культуры. Историки соглашаются, что первые знания об исламе русичи приобрели именно в Болгарии. Первыми мусульманами, которые систематично проживали или кочевали по Украине, были степняки, они перемещались от Приазовья к Дону. Второй период можно определить как военно-колонизационный. Речь идет об оседлости народов, которые исповедуют ислам на постоянной территории, а также о колонизационной политике Оттоманской империи в Северном Причерноморье и Поднистровье. Под этим подразумевается закрепление в Крыму части татарской Орды, которая признала ислам официально во времена правления хана Узбека, а также турецкой колонии в Азовье, Очакове, Белгороде-Днестровском, Каменце-Подольском и пр. == Период Крымского ханства == Самые яркие страницы истории ислама на землях Украины связаны с Крымом. Именно [[Крымский полуостров]] стал главным ареалом распространения ислама на землях, которые входят в состав современной Украины. Именно здесь сформировалась и окрепла мусульманская цивилизация, расположенная южнее всех после разрушения Московией [[Казанский ханат|Казанского ханата]] в 1552 г. Именно здесь ислам превратился в государственную религию Крымского ханата, сохраняющую свою полную независимость на протяжении более 300 лет. Ислам практически с первых лет своего бытования на Крымском полуострове оказал исключительно глубокое влияние на формирование крымско-татарского народа — одного из двух автохтонных народов Украины. Поскольку именно на землях Крыма в период с XIII по XVI ст. происходило формирование крымских татар как отдельного этноса со своей религией — исламом. В то же время Крымский полуостров на долгое время оставался главным каналом, через который Поднепровье осведомлялось об исламе и мусульманах. Предпосылки закрепления ислама в Крыму связаны с приходом сюда части [[монголо-татарское иго|монголо-татар]] в 1223 г., когда в Крыму был образован отдельный [[улус]] [[Золотая Орда|Золотой Орды]]. На момент прибытия на территорию Крыма татары практиковали [[шаманизм]]. Позднее, в ходе ознакомления и выстраивания контактов с мусульманским миром, [[Хан (титул)|ханы]] увидели в исламе могущественное духовное средство для консолидации молодого народа и построения в государстве крепкой системы политической власти на принципах шариата. Окончательное утверждение ислама в Крыму произошло во время правления хана Узбека (1313—1342), который официально установил ислам в качестве [[государственная религия|государственной религии]] на полуострове. Самого хана, некоторое время проживавшего в Крыму, считали образцом выполнения обязанностей мусульманина. Завершил исламизацию тюркоязычного населения Крыма [[Тамерлан]] (1336—1405). Устранив хана [[Тохтамыш]]а, он включил полуостров в состав своей великой империи. В своей политике Тамерлан опирался на духовных личностей и всячески способствовал укреплению позиций ислама. Со временем, после завершения золотоордынского периода своей истории, [[Крымский улус]] отделился и стал самостоятельным государственным образованием, на основе которого возникло независимое крымскотатарское государство. С 1427 г. оно находилось во власти династии ханов из рода Гиреев ([[Гиреи|Гераев]]). В 1475 году [[турки-османы]], ворвавшись на полуостров, подчинили себе крымско-татарское государство. Правители Крыма стали вассалами [[Стамбул]]а. Делами в государстве начали управлять турецкие чиновники, которых назначал султан. Религиозная жизнь мусульман полуострова также оказалось под контролем [[Османская империя|Османской империи]]. Все высшие духовные лица назначались при участии представителя [[султан]]а, имя которого считалось священным и ежедневно прославлялось в крымских мечетях. Произошло сращивание светской государственной и религиозной власти. [[муфтий|Муфтием]] мусульман начали считать хана. Духовные лица стали влиятельной политической силой в государстве. Муфтий Крыма входил в состав Государственного совета империи — [[Диван]]а. Далее места на иерархических ступеньках занимали [[кади]]и, [[мударис]]ы, [[имам]]ы, [[шейх]]и, [[суфу]]. Они заботились об образовании крымчан в духе ислама, учили придерживаться его предписаний, воспитывали правоверных мусульман и добросовестных подданных. Ислам стал основой духовной жизни крымско-татарского народа. Практически во всех значимых поселениях действовали мечети, которых насчитывалось не менее 1,5 тысяч. Мусульмане Крыма были последовательными суннитами, хотя изредка с Северного Кавказа сюда заносили суфизм, а в [[Евпатория|Евпатории]] (Гезлев) жили дервиши. Ведущим авторитетом по вопросам мусульманского права, главой [[улем]]ов был [[шейх-уль-ислам]], титул которого установлен в Османской империи в 1424 г. Долгое время в Крыму господствовала атмосфера веротерпимости. На территории государства свободно действовали [[православные]], [[католицизм|католические]], [[греческое православие|греческие]], [[армянская церковь|армянские церкви]] и [[монастырь|монастыри]], еврейские и [[кенасса|караимские]] [[синагога|синагоги]]. Под влиянием идей и норм ислама сформировалась национальная культура крымско-татарского народа, его бытовые традиции, язык, способ жизни, система образования и воспитания детей; расцвели литература, книжное дело, музыка, резьба по камню и дереву, орнаментное искусство и особенно архитектура. Ценными памятниками мусульманской архитектуры богат г. [[Старый Крым]] с мечетями Узбека и [[Бйбарс|Бейбарса]], [[Куршун-Джами]] и [[Тахтали-Джами]], с [[медресе]], [[караван-сарай|караван-сараями]] и фонтанами. Немало памяток мусульманской культуры есть в г. [[Бахчисарай|Бахчисарае]] — бывшем административном центре ханата. Центрами мусульманской цивилизации Крыма также были Карасубазар ([[Белогорск]]), Кафа ([[Феодосия]]), Гезлев ([[Евпатория]]) с его уникальной мечетью [[Джума-Джами]] (1552). == Ислам в современной Украине (ХХІ в.) == На 2008 год количество мусульман на Украине превысило 0,5 млн человек и продолжает расти за счёт возвращения к исламу представителей народов, которые его традиционно исповедовали, а также демографических и миграционных процессов и обращения в ислам новых мусульман из украинцев и русских. Количество мусульманских общин Украины на начало 2008 года достигло 1138, три четверти из них находятся в Автономной Республике Крым<ref>Микола Кирюшко. Передмова. Іслам у поліконфесійній Україні // Іслам і сучасний світ: Роботи учасників другого та третього Всеукраїнського конкурсу ісламознавчих досліджень молодих учених ім. А. Кримського / упорядник М.І. Кирюшко. — К.: Ансар Фаундейшен, 2009. — 320 с.</ref>. Исламские организации имеют в стране 5 духовно-административных центров<ref>[http://risu.org.ua/article_print.php?id=33784&name=religious_digest&_lang=ua& Хазир-Огли Т. В. Становлення української умми: проблеми і перспективи]</ref>: * [[Духовное управление мусульман Крыма]] (ДУМК) * [[Духовное управление мусульман Украины]] (ДУМУ) * [[Духовный Центр мусульман Украины]] (ДЦМУ) * [[Религиозное управление независимых мусульманских общин Украины “Киевский муфтият”]] * [[Духовное управление мусульман Украины “Умма”]] (ДУМУ «Умма»). == Примечания == {{примечания}} {{Мечети Украины|nocat=1}} [[Категория:Ислам на Украине| ]]

22.01.2014 10:14:47